Домой Готовим для деток Что такое воображение и как его развить. Зачем человеку воображение Воображение в жизни человека примеры

Что такое воображение и как его развить. Зачем человеку воображение Воображение в жизни человека примеры

Улучшить свою жизнь и добиться поставленных целей способно помочь наше воображение. С помощью специальных методик его можно развить и использовать для собственного благополучия.

Воображением может пользоваться каждый. Эта исключительная способность напрямую связана со многими аспектами жизни. С помощью воображения каждый человек сможет воплотить свои фантазии в реальность, послав импульс головному мозгу для активных действий.

Для чего необходимо воображение

Используя принцип реализма мы лишаем себя возможности фантазировать, тем самым закрывая пути развития во многих сферах. Есть несколько причин, которые помогут вам осознать необходимость развития воображения.

1. Развитие фантазии способствует тренировке мозга , развитию гибкости ума и делает мышление более продуктивным. С помощью развития воображения вы становитесь умнее, быстрее выстраиваете логические цепочки и решаете многоходовые задачи.

2. Воображение способствует извлечению знаний из подсознания. С помощью фантазий человек аккумулирует собственную энергетику, направляя импульс мозгу для реализации творческих идей и задумок. Воображение формирует силу для успешной и продуктивной жизни с помощью неординарных решений поставленных перед вами задач.

3. С помощью воображения вы сможете достичь гораздо больших высот в карьере, ведь мышление, способное генерировать идеи, дает вам преимущество в развитии собственного бизнеса, проявления творческих наклонностей. Человек с хорошей фантазией способен на креативные свежие решения и идеи, которые помогают качественной работе.

Как развивать воображение

Психологи всерьез обеспокоены тем, что у современных детей практически отсутствует воображение и скудно развита фантазия. Во многом они усматривают вину телевизионных передач и гаджетов, которые не дают возможности развивать гибкость ума. Способ подачи простой информации не дает пищи к размышлению , и это ведет к оскудению знаний, не давая возможности задействовать те участки мозга, которые отвечают за творчество. Те же проблемы наблюдаются у взрослых, которые в угоду современным видеороликам перестали пользоваться литературой и напрягать память и мозг для решения задач самостоятельно.

Для того, чтобы активировать мозговую активность, следуйте несложным правилам, и в скором времени вы заметите положительные изменения, которые улучшат вашу память и интеллектуальные возможности.

1. Одним из ежедневных правил является мысленное моделирование жизненных ситуаций. Представляйте себе сюжеты во всех мельчайших подробностях, добавляйте новые детали. К примеру, представьте себе ваше нахождение в каком-либо месте. Добавьте в воображении тихое музыкальное сопровождение, ароматы блюд, шум города или звуки природы. Такие упражнения позволят вам с легкостью воспроизводить в воображении множество вариантов развития событий.

2. Не забывайте читать. Чтение развивает вашу фантазию, обогащает словарный запас. Часто встречающиеся литературные приемы, которые провоцируют вас на чтение между строк, нагружают мозг, позволяя ему анализировать предложенный текст, видеть героев произведения, представлять их в предложенной ситуации. Мозг — это мышца, и чем чаще вы ее напрягаете, тем более продуктивной становится ваша жизнь.

3. Заведите себе дневник, в который будете записывать свои мысли, эмоции и переживание. Мысли, проявленные на бумаге, заставляют мозг работать с удвоенной силой, подыскивая правильные слова для описания того, что с вами произошло. Этот способ также поможет вам увеличит словарный запас и научит правильно выражать мысли.

4. Общайтесь с людьми, которые буквально горят множеством идей. Их богатое воображение и энергетика будет передаваться и вам. Окунувшись в мир фантазий и новых идей, вы попросту не сможете отказаться от этого увлекательного занятия.

Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

С физиологической точки зрения, воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Виды воображения

По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

По характеру образов – абстрактное и конкретное

По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

Виды воображения:

- активное - когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение - явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

- пассивное - когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

Пассивное воображение бывает:

- непроизвольное воображение . Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения . Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

- произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

- представление действительности в образах;

- регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

- формирование внутреннего плана действий;

- планирование и программирование деятельности;

- управление психофизиологическим состоянием организма.

Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

Воображение тесно связано с мышлением:

Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

Основное назначение фантазии - представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

Она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

Она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

Развитие воображения

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

- активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

Развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

Использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

- агглютинация (от лат. agglutinatio - приклеивание) - комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

- акцентирование, заострение - подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

- гиперболизация - смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

- схематизация - выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

- типизация - выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

Активное подключению чувств и эмоций.

Воображение и творчество.

Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Воображение

Психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа , средств и конечного результата предметной деятельности субъекта ;

3) в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта .

Важнейшее значение В. в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Воображение

Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

1 ) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

2 ) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3 ) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

4 ) в создании образов, соответственных описанию объекта.

Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

1 ) воображение произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

2 ) воображение непроизвольное - проявляемое в сновидениях, в медитативных образах.

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

1 ) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2 ) гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3 ) заострение - подчеркивание некоих признаков;

4 ) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5 ) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различаются:

1 ) воображение пассивное;

2 ) воображение активное.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Когнитивный процесс.

Специфика.

Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области.

Генезис.

Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Виды:

Произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач,

Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Воображение

   ВООБРАЖЕНИЕ (с. 123) - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы ( , ). Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.

   Различают два вида воображения: пассивное и активное. Пас сивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отображено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир в активной творческой деятельности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

    ВООБРАЖЕНИЕ - способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… … Энциклопедия культурологии

    Воображение - Воображение ♦ Imagination Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… … Философский словарь Спонвиля

    ВООБРАЖЕНИЕ - ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… … Толковый словарь Ушакова

Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.

Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?

Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике . Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.

Понятие воображения

Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.

Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив . Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.

Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели .

Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания , так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.

Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения . Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил. Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.

Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов , это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).


Значение воображения в жизни человека

Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:

  • общаться с другими людьми
  • визуализировать цели
  • применять свое природное творческое начало
  • совершать открытия
  • придумывать новое
  • находить решения сложных задач
  • познавать то, что еще неизвестно
  • представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
  • просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
  • прогнозировать события и варианты решений

И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.

Значение воображения для развития ребенка

Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.

Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.

Воображение и деятельность человека

Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.

  • любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
  • качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
  • писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
  • предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
  • спортсмены (как любители так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять как им провести свой забег, матч, попытку
  • каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие

Как вы видите, воображение в деятельности человека присутствует в большинстве жизненных и профессиональных ситуациях. Чем лучше оно развито, тем больше шансов у нас сделать свои действия максимально качественными и благоприятными для нас.

Функции воображения

1.Познавательная. Представляя то, что не доступно человеческому глазу, мы можем мысленно изучать самые сложные элементы окружающего мира: атомы, удаленные космические объекты.

2. Функция планирования . Ставя себе цели и планы, мы воображаем конечный желаемый результат. Здесь также работает антиципация — предвосхищение результатов деятельности.

3. Функция представления . Мы можем представить персонажей рассказов, книг, фильма, друг, знакомого.

4. Защитная/терапевтическая. Когда события не произошли, мы можем к ним подготовиться и проиграть хорошие и плохие моменты с помощью воображения. Или, когда событие уже произошло, благодаря воображению мы его проживаем еще раз в более легкой форме, тем самым успокаивая (или, наоборот, усиливая) эмоции и ощущения.

5. Преобразовательная . Изменение реальности, создание новых предметов, процессов, отношений.

Формы воображения

1.Пассивное . Возникает само собой, без нашей воли.

  • Сновидения — действует пассивное непроизвольное воображение.
  • Грёзы — действуют дневные защитные фантазии, пассивное произвольное воображение.
  • Галлюцинации — действуют под воздействием болезни, или под воздействием каких-либо психотропных веществ (наркотические средства или алкоголь).

2. Активное. Мы прилагаем усилия для воображения.

  • Воссоздающее воображение. Это воображение того, что в реальности человек встречал или видел, возможно, отчасти содержит новое.
  • Творческое воображение . Это воображение совершенно нового, ранее не существовавшего в опыте человека.

Воображение — это один из фундаментальных психических процессов, которые определяют в целом наше интеллектуальное развитие. Поэтому развитие воображения — один из важнейших вкладов в свой интеллект.

Самыми простыми способами развития воображения являются:

  • Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
  • Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.
  • Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

    Воображение в психологии

    Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

    Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии - один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

    Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

    Функции воображения

    Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в "спящем" состоянии.

    Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на "серую массу". С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

    • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
    • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
    • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
    • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
    • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
    • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

    Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

    Основные пути создания образов

    Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

    1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
    2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
    3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

    Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат - уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

    Активное воображение

    Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение - это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

    Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

    Особым проявлением активного воображения является мечта - мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное - приложить к этому все свои старания и умения.

    Пассивное воображение

    Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения - отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время "ночных киносеансов" мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

    Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

    Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

    • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
    • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

    Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

    Роль воображения в жизни человека

    Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

    Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

    Идеомоторный акт - тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

    Развитие воображения

    Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

    1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
    2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
    3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
    4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

    Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

    То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

    Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая - на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

    Как видим, воображение - не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

    Исцеление с помощью воображения

    Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым - это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема "Воображение и его влияние на онкологию" была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

    Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

    Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры - гармонию, где болезнь - здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

    Уровень воображения у разных людей

    Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

    Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

    У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на "серую массу" людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Новое на сайте

>

Самое популярное