Домой Праздники Правильный распорядок дня первоклассника. Правильный режим дня первоклассника Какой выбрать ранец? Как следить за осанкой малыша

Правильный распорядок дня первоклассника. Правильный режим дня первоклассника Какой выбрать ранец? Как следить за осанкой малыша

Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Успеваемость на протяжении последующих десяти лет, а главное - стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не столько от учительницы (хотя это немаловажно), сколько от поведения родителей. Поэтому психологи утверждают, что перед школой нужно работать прежде всего с родителями.

Маленький ученик в первый учебный год затрачивает максимальное количество физических, душевных и интеллектуальных сил. Ведь ни для кого не секрет, что образовательный процесс в современном первом классе - это сверхинтенсивные нагрузки. При этом первокласснику необходимо сохранить здоровье (а иначе кому будут нужны его достижения?).

Итак, что такое здоровый образ жизни маленького школьника, как сохранить и укрепить здоровье, научить организованности и самостоятельности, поддержать интерес к учебе, а главное - как помочь адаптироваться малышу к новой роли. Разбираемся вместе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ОТДЫХА

Основа адаптации ребенка к школе - режим дня, он дисциплинирует, помогает сохранить здоровье, легче привыкнуть к условиям школьной жизни, избежать нервных перегрузок.

Казалось бы, соблюдай первоклассник правильный режим дня - и все будет в порядке. Но поначалу это потребует определенных усилий как со стороны родителей, так и со стороны маленького ученика. Ведь малыш семи-восьми лет пока не может самостоятельно рационально распределить время, но приучать его строить свой день необходимо, это пригодится в будущем. Маме и папе придется не отступать от намеченной цели, даже стать чуточку строже по отношению к малышу. А новоиспеченному первокласснику придется через «не хочу» и даже через «не могу» выполнять ваши требования. Когда в режиме дня школьника чередуются умственные нагрузки с физическими упражнениями, дневным отдыхом и просто прогулками с друзьями, результаты не заставят себя долго ждать. Вам не нужно будет преодолевать сопротивление малыша, а он будет приступать к работе (к выполнению домашнего задания) без промедлений и перестанет отвлекаться на посторонние предметы.

Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что хорошие оценки - это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

Итак, что же включает в себя это банальное понятие - режим дня.

ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН

Особое внимание родителям следует обратить на сон ребенка. К концу дошкольного периода у некоторых детей исчезает потребность в дневном сне, однако общая продолжительность сна у первоклассника должна быть не менее 11 - 12 часов.

После школы работоспособность и активность ребенка резко снижаются, поэтому не усаживайте его сразу за уроки. После домашнего обеда дайте малышу поспать или отдохнуть 1,5 - 2 часа, чтобы полностью восстановить силы. Если ребенок не спит днем, пусть спокойно полежит хотя бы час в полутемной комнате.

Самый важный момент в режиме дня - это отход ко сну. От того, во сколько малыш лег спать, зависит, с каким настроением, каким самочувствием он встанет утром и насколько работоспособным будет на уроках. Вечером нужно ложиться спать не позднее 21.30. Поэтому вечерние гости, поздние развлечения и для родителей вместе с ребенком исключены. Перед сном не следует смотреть телепередачи, играть в шумные игры и на компьютере. Лучше лягте рядом с малышом, поговорите с ним, выслушайте или прочитайте сказку. Может быть, вы не догадываетесь, но даже семилетнему ребенку нужна мамина забота, участие, тепло и ласка.

К тому же максимальное количество гормона роста в организме ребенка вырабатывается во время сна с 22 до 24 часов. Для полноценного роста и развития вашему малышу нужен качественный сон. Сделайте так, чтобы ребенок в десять часов вечера уже спал.

ОТДЫХ

Большое значение имеет режим труда и отдыха. Родителям важно определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей.

Ежедневно ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов в любую погоду, активно двигаясь - это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Не исключайте из режима прогулки со сверстниками, он не должен чувствовать себя обделенным в общении. Наилучший вариант, когда ребенок ходит и в школу, и из школы пешком. Хорошо, если вы сделаете семейной традицией вечерние прогулки перед сном.

Обязательно установите контроль за продолжительностью телепередач и игрой за компьютером. Время, рекомендуемое для телепередач, составляет 30 минут, а компьютера - 10 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера - не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.

Расширяет круг общения со сверстниками посещение кружков и клубов по интересам. Попытайтесь вместе с ребенком найти то занятие, в котором он полностью раскрыл бы свои таланты и способности. Не важно, что это будет - бисероплетение или авиамоделирование, главное - чтобы занятия нравились, пусть он ищет «свое» место в этом мире, и не страшно, если будет переходить из одного кружка в другой. Время дополнительных занятий не больше 1 часа в день, и совсем исключить занятия в кружках в начале учебного года, пока не произошла адаптация к школьным нгрузкам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для начала давайте определимся с таким понятием, как гигиена рабочего места.

У первоклассника должна быть собственная рабочая зона (в идеале - отдельная комната), под которую отводится самое светлое место комнаты с письменным столом и стулом, соответствующим возрастным анатомо-физиологическим особенностям ребенка.

Занятия за партой связаны с определенным, преимущественно статическим, положением тела, которое вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, рук и ног, поэтому малыш должен сидеть за столом во время занятий в правильной позе - голова слегка наклонена вперед, спина прямая и опирается на спинку стула, плечевой пояс в горизонтальной плоскости, стопы упираются в пол (если ножки не достают до пола, под ставьте под них маленькую скамейку) - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает раннее утомление. Поверхность стола, когда ребенок сидит - на уровне нижнего края грудины, а между краем стола и грудиной помещается детский кулачок. Высота сиденья стула равняется длине голени плюс 1 - 2 см на каблук, а стул задвинут на 4 - 5 см под стол. Не допускайте, чтобы малыш убирал ноги под сиденье или сидел, положив ногу на ногу - так пережимаются крупные кровеносные сосуды. Следите за тем, как сидит маленький ученик - его спина и к концу 11-го класса должна остаться прямой!

Важно, чтобы естественный свет через окно падал слева, настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола. Глаза ребенка должны находиться на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до поверхности стола (до листа тетради), при этом локоть руки поставлен на крышку стола, или достаточным считается расстояние примерно в 30 - 35 см. Книгу лучше ставить на подставку - это снимает нагрузку на шейный отдел позвоночника.

Очень важна для ребенка благоприятная обстановка для работы. Перед выполнением домашнего задания проветрите комнату, раскройте шторы, пока малыш занимается, не включайте радио и телевизор, не разговаривайте в полный голос даже в соседней комнате.

Приготовлению домашних заданий отводится постоянное время, укладывающееся в световой день, даже зимой. Оптимальное время для выполнения домашних заданий 16 - 17 часов - малыш уже отдохнул после школы. Не откладывайте занятия на поздний вечер: после 17 - 18 часов снижается концентрация внимания, сосредоточенность, способность воспринимать новую информацию, поэтому заниматься сложнее.

Общая длительность занятий не должна превышать одного часа, необходимы перерывы (активные передышки) каждые 15 - 20 минут, так как внимание в этом возрасте кратковременно и основывается на интересе.

Домашние задания первоклассникам задают в минимальном объеме, но выполнять их надо вместе с одним из родителей. Не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание, он не привык еще к этому. Потребуется несколько месяцев, чтобы маленький ученик понял, что домашнее задание - это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому необходимо напоминать ему, что пора садиться за уроки, и помогать своим присутствием. Всегда начинайте с самого трудного, с письменных заданий, чередуя их с устными. А то, что малышу уже знакомо (например, рисование), он сможет сделать и в конце часа.

Самое главное - почаще хвалите ребенка. Никогда не акцентируйте внимание на неудачах, внушайте малышу волю к победе, и у него появится позитивная установка «Я могу сам». Причем хвалить ребенка нужно даже тогда, когда не все получается аккуратно и правильно, обучение должно проходить всегда на позитиве. Не ругайте малыша, иначе возникнет протест, и выполнение домашних заданий приобретет негативную окраску. Поощряйте его интерес к учебе, помогайте на первых порах и не насмехайтесь над неудачами.

И еще, дорогие родители, «от генов никуда не деться». Если вы сами в школе не отличались хорошей успеваемостью, не требуйте от малыша одних пятерок. Это, как правило, невозможно. Пусть у ребенка будут твердые тройки и четверки, но здоровая психика и он не превратится в неадекватного и измученного зубрилу-отличника.

Обязательно приучите ребенка после заданий приводить рабочее место в порядок и собирать портфель, лучше это делать сразу после занятий или вечером, чтобы не тратить утреннее время на суету.

Следует напомнить еще о нескольких немаловажных деталях. Создайте малышу утром спокойную обстановку, чтобы он не торопился, не волновался и пришел в школу с хорошим настроением. Чтобы не опоздать к началу уроков, он должен вовремя встать, желательно приходить в школу за 10 - 15 минут до звонка. Малыши очень переживают по поводу своих опозданий и замечаний учительницы. А ведь ответственность в этом случае лежит только на вас.

Не забывайте, что первоклассники переживают огромный психолгический стресс, ведь для них началась новая жизнь: новый коллектив, первая учительница, новые требования и новые обязанности. Ваша задача - максимально помочь ребенку. Не загружайте детский досуг, не отдавайте малыша сразу в несколько кружков и секций, не требуйте от него невозможного - он не справится. Лучше окружите малыша вниманием, заботой и добротой.

Режим дня - это не отвлеченное понятие, его соблюдение делает ребенка организованным, пунктуальным и самостоятельным, а это позитивно отражается на учебе и на оценках. Поэтому с первых дней организуйте малышу режим дня - и успехи не заставят себя долго ждать.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Первое место среди всех хронических заболеваний у детей младшей школы занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому питание школьника, а первоклассника в особенности, должно быть своевременным, регулярным, свежим и четырехразовым. Маленький ученик современной школы испытывает не только запредельные (для своего возраста) умственные нагрузки, но и продолжает развиваться и расти, поэтому его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям организма в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.

Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Пусть это будет творог со сметаной или горячая каша, йогурт или омлет, бутерброд с сыром или кукурузные хлопья с молоком. Конечно, завтрак - дело важное, но если у малыша утром совершенно нет аппетита, не заставляйте его есть через силу. Можно дать ребенку чай с молоком, какао или фрукты - что ему больше нравится. Не следует отказываться от горячего питания в школе, ведь первоклашек на большой перемене около 10 часов утра обязательно кормят.

У первоклассников занятий немного, поэтому обедают они, как правило, дома. Обед обязательно должен включать на первое суп, а на второе - мясо или рыбу. Если у вас нет возможности разогреть ребенку обед, научите его самого пользоваться электро- или микроволновой печью. Не допускайте перекусов и еды всухомятку (мюсли, печенье, чипсы, газвода). Помните, что блюда должны быть легкоусваиваемыми и быстроперевариваемыми. Это такие продукты, как курица, рыба, яйца, крупы, фрукты и овощи, кисломолочные продукты.

Качественное и правильное питание - один из основополагающих аспектов как умственного, так и физического развития первоклассника.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Благодаря двигательной активности, под влиянием физических упражнений укрепляется нервная система, происходит развитие скелетных мышц, улучшается работа сердца и легких.

Движение жизненно необходимо для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и для умственного развития.

Обязательно выделите время для занятий утренней гимнастикой, еще лучше делайте зарядку вместе с ребенком, показывая ему, как выполнять упражнения правильно. Детям 7 - 8 лет достаточно 5 - 7 упражнений в течение 10 минут. Лучше делать гимнастику при открытой форточке и в легкой одежде (майка и плавки).

Запишите ребенка в спортивную секцию или продолжайте тренировки, если малыш занимался и до школы - это сделает его ответственным за собственное здоровье и организованным. Пусть это будет плавание или теннис, футбол или восточные единоборства. Главное, чтобы тренировки приносили удовольствие и положительные эмоции ребенку. Только помните: рекомендуется включать в режим дня не более 3 занятий спортом в неделю.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Первокласснику необходимо соблюдать основные правила личной гигиены - это аксиома, не требующая доказательств. А научить своего малыша этим правилам - ваша святая обязанность, и желательно еще до школы.

пользоваться носовым платком;

при приеме пищи пользоваться столовыми приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу;

пользоваться туалетной бумагой после опорожнения кишечника.

Расскажите ребенку эти простые истины об уходе за собственным телом, и благодарны вам в дальнейшем будет не только ваш малыш, но и окружающие его люди, ведь «уход за собой любимым» - один из элементов общей культуры человека и одно из средств предупреждения болезней.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ

Одно из важнейших составляющих здоровья ребенка - это его психическое здоровье. Возраст 6 - 7 лет - это кризисный возраст не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии ребенка, ведь изменяется его статус с дошкольника на школьника, а этот факт коренным образом меняет всю жизнь малыша. Он начинает размышлять, сравнивать самого себя с другими детьми, оценивать окружающих по их поступкам, переживать обиды и неудачи, он становится более ответственным и самостоятельным, расширяется круг его обязанностей. Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку в этот момент.

Первоклассник находится в новой обстановке, с новыми людьми и новыми правилами не только в школе, но и дома изменяется уклад его жизни: наравне с играми и развлечениями существует еще и домашнее задание. Поэтому ребенок практически все время находится в состоянии стресса. Основная задача любящих родителей - свести этот стресс к минимуму. Сделать это можно только любовью, участием и добротой. Во время адаптации к школе дозируйте не только интеллектуальные, но и эмоциональные нагрузки, не загружайте малыша дополнительными занятиями, помните, что дети адаптируются к школе минимум 6 - 8 недель.

В первый год учебы в школе как можно больше общайтесь со своим малышом, не выталкивайте его одномоментно во взрослую жизнь, говоря «ты уже взрослый» (это сродни мировой катастрофе для ребенка), интересуйтесь его отношениями с учительницей и одноклассниками, хвалите за достижения и успехи, искренне и подробно вникайте во все его дела, никогда не ругайте за неудачи, одним словом, учитесь вместе с малышом и живите жизнью малыша, особенно на протяжении первого учебного года.

Помните, дорогие родители, если малыша в семье любят и уважают, а дома ему спокойно и комфортно, то ребенку не страшен никакой стресс, даже в первом классе.

Итак, основные составляющие здорового образа жизни первоклассника вы теперь знаете, остается только следовать этим нехитрым правилам - и у вас все получится.

Успехов в первом классе!

Т. Карих, врач-педиатр ГЦМП


Здравсттвуйте, девы. ситуация, что плакать хочется. Сегодня у мужа ДР. Вчера он приехал с вахты, все было хорошо, планы на ДР он со мной не обсуждал. С утра тоже приветлив был, на работу довез, поцеловались. Попросила забрать меня с работы, приехал, я сесть не успела, он рявкнул, чтобы я пошевелилась, машины же сзади стоят. Ну ладно. Забрали ребенка из сада. Молчит, ничего не говорит. Молчком зарулил в магазин, купил бутылку алкоголя, кусок мяса. Приехали домой, я его поздравила, подарила подарок (деньги, хорошую сумму, ему сложно что-либо выбрать в подарок, очень привередлив). Такое лицо сделал, что мне аж неудобно стало. А потом задал вопрос: а что, праздничного ужина не будет? А я и не думала, что он захочет ужин, никогда со мной ДР не отмечал, только с друзьями в другой день уходил бухать. я спокойно ответила, что не могу его мысли читать, если хотел, то надо было сказать. Да и продукты на праздничный ужин не куплены. Даже тортик не купил, дома двое детей называется.
Обиделся, короче. Сам пожарил мясо, сварил картохи. Сел ужинать один, выпил.....
Нифига не поняла, что к чему. Ну, может я невнимательная жена, должна была..... На свой ДР я сама плнанирую что и как будет, ни на кого не обижаюсь.
понимаю, что надо исправлять ситуацию, не дело, когда в ДР такое происходит. А как не знаю, да и должна ли....

221

Ирина Иванова

Добрый день всем!Моя история простая,возможно,кто-то сталкивался.С отцом моей младшей дочери мы разошлись сразу после ее рождения,он сказал что не готов быть папой.Я встретила другого человека.Прошло 8 лет,дочка все настойчивые начинает спрашивать о родном папе.Помня,что все-таки с его стороны были попытки с ней пообщаться,нашла его страницу вконтакте.На ней он с ребенком на руках и вся страница в таких фото.Я решилась и написала,никак не напрягая,что может,быть он теперь захочет пообщаться с дочерью,когда понял,что такое быть отцом?Написал кратко,что готов,наконец,-,то.Добавил в друзья.А потом я узнаю,что страница фейковая.Детали не знаю,но я так поняла,что это все постановка.Зачем ему это,я не могу понять?Для накрутки лайков там мало друзей,да и лет ему уже многовато для таких приколов.Я не знаю,пробовать ли еще выходить на связь и просить пообщаться с дочкой.Просто остался осадок недосказанности.У меня такое чувство,что я где,-то его не поняла.Может сумбурно как-то написала,но я почему-то в смятении.Как его понять?А понять надо,что бы решить,имеет ли смысл пытаться ли сново идти на контакт.Может есть мысли у кого по этому поводу,напишите пожалуйста.Спасибо.

155

викТОРИя

Всем привет! Не люблю последнее время обращаться на форум... Но иногда понимаю, что надо пообщаться хоть с кем-то. Да и здравые мысли и идеи иной раз здесь можно увидеть.

Итак, настигла меня очередная проблема. Ещё с сезона дождей у меня проблема с кожей. Почти каждое лето я страдаю от потнички, которая, правда, к холодам проходит. Но в этот раз не прошла Жара закончилась, дожди прошли... А проблемы мои только сильнее стали. Вся, пардон, левая грудь в корке ((((. Подмышки, локтевые сгибы, внутренняя поверхность руки...
Абы к какому врачу идти - не вариант. Попросила брата мужа и его жену найти кого-то по знакомству. Жду ответа. А сама думаю: бороться мне за продолжение ГВ или уже плюнуть, свернуть его и лечиться "тяжёлой артиллерией"? Вообще, нужно ли ребёнку материнское молоко после года? И чем его заменить кроме смеси?
Я бы сама предпочла кормить до 1,5 - 2 лет (может даже больше, чтоб малышка сама от груди отказалась)

В общем, мне грустно.

137

Аноним

Ох, побуду ия анонимом. Не, скрывать нечего. И тема вроде как не интимная. Но........ в общем боюсь я. Очень боюсь. За здоровье мужа боюсь (прошу не путать с девушкой, опасавшейся рассеянного склероза) в общем так
В начале декабря приболел муж что-то типа ОРВИ, но с сильным кашлем у них половина офиса дохает. Ладно, полечили, вроде стало лучше и тут 19 декабря вечером начинает кашлять так, что падает, теряя сознание (ненадолго, секунды на 3-5), повышается давление, пульс Я вызываю скорую, везут в больницу, делают КТ и отпускают на амбулаторное обследование. Консультация невролога, окулиста, терапевта, МРТ, электроэнцефалограмма, дуплекс сосудов шеи и головы, рентген шеи и лёгких, кровь на сахар, АЛТ, АСТ, КАК в общем все в норме, ну, с небольшими возрастными особенностями В общем выдохнули Поехали отдохнуть на каникулы. Там сауны, турецкие бани, бассейн...... и снова начинает кашлять. Все отменили. Когда приехали домой, вышел из машины, глотнул холодного воздуха (до этого тоже выходил и все было ОК) и опять такой же приступ. В этот же день к врачу. Направили к пульмонологу и на функцию дыхания с провокацией. Но это только в четверг. И тут я с дуру (видимо) на работе у медсестры спросила, мол, нет ли у неё каких предположений, что бы это могло быть. И тут она мне выдаёт - а гортань и пищевод проверяли? И ведь я начинаю понимать на что проверяли....... Я в истерике. Медсестра извиняться, что она не хотела напугать, и что все в порядке.
В общем я в состоянии неизвестности. Фенибут - мой друг.
Зачем пишу? Наверное, просто выговориться, потому что умом понимаю, что никто мне ничего конкретного не скажет. А ведь так хочется услышать, что я все себе напридумывала. А ещё на холодное в горле у него "щекотать" начинает и долго говорить не может - голос садится
Вот такая я дура дурацкая.
Все нужные обследования сделаем, конечно. Но неизвестность убивает.

97

Что сильно смущает.
1. с 2, 5 лет до 10 спал как все дети, всю ночь, сейчас пару раз в неделю этот фокус ему точно удается.
2. понервничав, может встать 3 раза. сли добавить сюда натуру ипохондрика, то это армагедец просто..
3. в детстве, пока зубы не вылезли - не спал.. сейчас оно меняются, жалуется, что давят и болят, когда растут.

96

Страничка школьного психолога

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).

Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?

Нормально.

А что сегодня делали?

А ничего.


Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

Более полувека назад известный педагог Я.Корчак писал: "Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен".

Сон является основным фактором, который влияет на физическую и умственную активность. Детишкам 6-8 лет рекомендуется спать по 11 часов. Первоклассники, которые спят по графику, засыпают быстрее. Отбой должен быть в 21.00, а подъем в 7.00.

Перед сном не разрешайте ребенку играть в подвижные игры, а также в компьютер. Прогулка или простое проветривание комнаты способствует спокойному и глубокому сну. Также требуется дневной сон. Его продолжительность не должна превышать 1,5 часа.

Питание

Доказано, что ребятишки, которые принимают пищу строго по часам, меньше подвержены заболеваниям пищеварительной системы и ожирению. Поэтому старайтесь придерживаться данного правила. Также необходимо учесть, что детям 5-10 лет необходимо пятиразовое питание, которое обязательно должно включать в себя мясные и молочные продукты, каши, много овощей и фруктов.

Физическая активность

Физическая активность необходима для правильного развития. Планируйте день таким образом, чтобы ребенок мог выполнять утреннюю зарядку, а днем поиграть и побегать на свежем воздухе. Время прогулки не должно быть меньше 45 минут, но и не больше 3 часов.

Умственная работа

Не сажайте ребенка за домашние задания сразу после прихода со школы. Сначала должен быть обед, затем отдых или сон, а после полдник и прогулка. Откладывать задания до ночи тоже не стоит. Оптимальное время для домашних заданий - 17.00. Их продолжительность по возможности не должна превышать 2 часов.

Первый класс - сложный этап в жизни ребенка. Меняется уклад жизни малыша, у него возникает необходимость приспособиться к новому коллективу, новым требования и правилам. Для того, чтобы организм первоклассника справился с нагрузкой, родители должны до мельчайших деталей продумать быт юного школьника. Каким должен быть режим дня первоклассника и почему ребенку важно его соблюдать, сколько часов необходимо спать школьнику и зачем ему нужен дневной сон, в какое время лучше делать уроки и как организовать питание?

Почему необходимо соблюдать режим

Для первоклассника правильный распорядок дня - залог крепкого здоровья, хорошей успеваемости и отличного настроения. Если ежедневно в одно и то же время просыпаться и засыпать, заниматься физической и умственной активностью, то в центральной нервной системе образуются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с минимальной затратой энергии. Иными словами, благодаря четкому распорядку у ребенка вырабатываются привычки, которые настраивает его на учебу или отдых, помогают ему быть активным на занятиях в школе и в повседневной жизни.Кроме того, соблюдение режима дня воспитывает у детей чувство времени, они становятся более организованными, дисциплинированными и самостоятельными.

Надо знать

Первоклассник должен спать около 10-12 часов в сутки

Подъем работоспособности у детей наблюдается с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Это оптимальное время для занятий

В предобеденное и послеобеденное время (11:30-14:00), а также после 19:00 работоспособность у детей резко снижается

Примерный режим дня первоклассника

07:00 Пробуждение, умывание, зарядка

  • Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
  • Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.

07:20–07:40 Завтрак

  • Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
  • Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим - каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).

Вам будет интересно


08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)

Согласно приказу Минобрнауки и нормам СанПин , уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.

Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.

Вам будет интересно

Вам будет интересно

13:00 Обед

  • Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
  • Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед - суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.

Вам будет интересно

14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры

  • Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка. Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
  • Для учеников младших классов лучший отдых - часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50-70%).

16:00 Полдник

  • На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
  • Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.

16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций

  • При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом - устные.
  • Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.

Вам будет интересно

17:30–19:00Прогулка, активные игры

  • Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
  • Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.

19:00 Ужин

  • Оптимальное время для ужина - за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
  • Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки - какао, крепкий чай.

Вам будет интересно

19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну

  • Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
  • Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.

21:00–07:00 Сон

  • Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
  • Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
  • При организации занятий следует учитывать, что работоспособность на протяжении недели разная. В понедельник дети начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели детский организм приходит в наиболее оптимальное состояние. К пятнице значительно накапливается утомление, работоспособность резко падает.
  • В выходные дни и каникулы от режима дня желательно не отступать. Если ребенок за одну-две недели отдыха будет сильно нарушать сложившийся график, например, просыпаться в 10 утра и ложиться спать за полночь, то первая учебная неделя будет для него очень сложной.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обязательно распечатайте режим на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
  • Приучайте первоклассника собирать вещи (учебники, письменные принадлежности, форму) с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
  • Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой. Если ребенок торопится, боясь опоздать к началу урока, то, заняв место за партой, он расслабляется и не сможет сразу включиться в учебный процесс.
  • Лучше всего организуют свою учебную деятельность дети, которые посещают спортивные секции, музыкальную школу и т.д. У них меньше свободного времени, они привыкают к четкому расписанию и соблюдают режим.

Новое на сайте

>

Самое популярное