Домой Прогулка Баллистика кем работать. История кафедры. C какими дисциплинами будут знакомиться студенты

Баллистика кем работать. История кафедры. C какими дисциплинами будут знакомиться студенты

Баллистическая экспертиза основана на науке баллистике (от греческого слова βάλλειν — бросать), которая исследует движение тел, брошенных в пространстве. Баллистическая экспертиза изучает не только движение снарядов, выпущенных из огнестрельного оружия (внешняя баллистика) и в стволе оружия (внутренняя баллистика) , но также марки и обстоятельства применения данного оружия. Судебная баллистика основана на военно-технических науках, которые изучают конструкцию огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, воздействие патронов на цель и на канал ствола во время выстрела. Профессия подходит тем, кого интересует физика и ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Специалист по баллистической экспертизе — это эксперт, компетентный в данной науке и владеющий методикой работ в экспериментальной базе на специальном оборудовании. На основании полученных в ходе экспертных действий выводов, включая лабораторные исследования, после их тщательного анализа экспертом составляется заключение экспертизы.

Важность работы эксперта трудно переоценить. Ведь заключение судебно-баллистической экспертизы является официальным юридическим документом, который имеет доказательную силу и напрямую (либо косвенно) влияет на окончательное решение судебного разбирательства.

Особенности профессии

Объектами анализа баллистической экспертизы являются различные виды оружия: не только огнестрельное, но и газовое, пневматическое, а также их детали, боеприпасы, взрывчатые вещества, следы продуктов сгорания и действия снаряда на цель . Тщательному анализу подвергаются место происшествия и сопутствующие документы - материалы уголовного дела: протоколы осмотра места преступления, фототаблицы и т.п.

В ходе исследования перед экспертом стоят два вида задач:

идентификационные — определение вида, типа и модели огнестрельного оружия, принадлежности боеприпасов к тому или иному виду оружия по их следам, деталям или частям;

неидентификационные задачи, которые делятся на ситуационные, диагностические и реконструкционные.

  • Ситуационные задачи - это определение дистанции, места, направления и количества выстрелов , взаимного расположение преступника и потерпевшего и в момент выстрела;
  • Д иагностические задачи — это установление исправности огнестрельного оружия, боеприпасов и их пригодности к выстрелам, а также вида произведенного выстрела ;
  • Реконструкционные задачи — это восстановление поврежденной при выстреле фабричной маркировки оружия и боеприпасов.

Баллистическая экспертиза в судебных расследованиях неразрывно связана с другими криминальными науками — судебной медициной и фотографией, трассологией. Ведь анализ повреждений от выстрела на теле человека, который выполняют судебные медэксперты дополняет данные баллистической экспертизы — с какого расстояния и в каком направлении был произведен выстрел, количество и последовательность выстрелов, вероятная возможность выстрела в себя.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Интересная профессия с элементами точного расчета и творчества
  • Необходимость постоянного совершенствования и изучения новых видов оружия
  • Оплата труда выше среднего
  • Возможность льготной пенсии

Минусы

  • Нервная и напряженная работа с постоянными выездами на место происшествия
  • Высокий уровень ответственности
  • Риск профессии: на специалистов, принимающих участие в расследовании серьёзных преступлений, может быть оказано давление или запугивание.

Место работы

Экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерация судебных экспертов, следственные органы, частные организации

Важные качества

  • широкая эрудиция
  • наблюдательность
  • высокий интеллект
  • аналитический ум
  • любознательность
  • тщательность и кропотливость
  • рациональность
  • отличная память
  • высокая степень концентрации

Где учат

Квалификация «Эксперт-криминалист» по специальности «Судебная баллистическая экспертиза» в следующих ВУЗах:

  • Московский Университет МВД России
  • Санкт-Петербургский Университет МВД России
  • Волгоградская Академия МВД России
  • Саратовский юридический институт МВД России

Оплата труда

В государственных организациях зарплата эксперта-криминалиста составляет от 20 до 25 тысяч рублей в зависимости от стажа специалиста . В частных фирмах оплата труда начинается с 35 тыс. рублей (инф. на 2014 г.)

Зарплата на 17.09.2019

Россия 18500—100000 ₽

Москва 30000—100000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

К судебной баллистической экспертизе допускаются эксперты с соответствующим высшим образованием, которые прошли специальную подготовку в государственных спец. учреждениях и получили квалификацию судебного эксперта по специальности «Баллистическая экспертиза».

Начинающие эксперты после учебы занимают должность помощника эксперта. Дальнейшая перспектива в карьере может развиваться в разных направлениях : выбор узкой специализации в криминалистике, работа эксперта-криминалиста в государственной или частной организации.

В судебном заключении по баллистической экспертизе предоставляется следующая информация:

Вводная часть включает в себя:

  • дату, время и место проведения экспертизы
  • основания для ее проведения
  • вопросы, поставленные перед экспертами
  • данные о лице, заказавшем экспертизу
  • полные сведения об организации, проводившей экспертизу с указанием личных данных конкретного эксперта.

В исследовательской части перечисляются примененные в ходе экспертизы методики и выводы с конкретным обоснованием.

К заключению прилагаются материалы, подтверждающие экспертизу - фототаблицы, видеоматериалы и т.п.

Виды огнестрельного оружия:

  • ручное - боевое, гражданское, охотничье, гражданское, спортивное
  • по устройству и работе механизмов - автоматическое, полуавтоматическое, неавтоматическое
  • по длине ствола - длинноствольное, среднествольное, короткоствольное
  • по калибру ствола - указывается конкретный диаметр ствола.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза

Проектирование и разработка летательных аппаратов и кораблей - важнейшая задача, выполнение которой обуславливает высокий уровень военного потенциала страны. Данная область весьма важна, поэтому требует постоянного развития и внесения новых идей, способных усовершенствовать уже существующие технологии производства и поднять отрасль на совершенно новый, более современный уровень. Именно этим и заняты специалисты, окончившие вуз по направлению 24.03.03 «Баллистика и гидроаэродинамика». Если вы имеете математический склад ума и обладаете хорошими техническими знаниями, рекомендуем рассмотреть данную специальность как вариант вашей будущей профессиональной деятельности.

Условия поступления

Для поступления на данное отделение, как правило, требуются высокие баллы по таким предметам, как:

  • математика (профильный уровень);
  • русский язык;
  • информатика и ИКТ или физика.

Некоторые вузы могут заменить последние дисциплины на экзамен по химии. Кроме того, нередко учебные заведения требуют результатов по иностранному языку. Поэтому, чтобы вовремя подготовиться и набрать максимальные баллы на ЕГЭ, стоит заранее уточнять в деканате вуза, какие именно предметы вам потребуется сдавать.

Будущая профессия

В процессе обучения студенты учатся решать расчетно-проектные задачи и осваивают азы научно-исследовательской деятельности. Кроме того, они готовятся к осуществлению производственных работ и изучают современные технологические процессы в сфере баллистики и гидроаэродинамики. Студенты также приобретают организационные навыки и умения эффективно управлять рабочим коллективом.

Куда поступать

Это узкоспециализированное направление, требующее квалифицированного преподавательского состава, которым располагают всего несколько вузов. В России имеется 3 учебных заведения, осуществляющих подготовку по заданной области, и один из них находятся в Москве, другой - в Санкт-Петербурге и третий - в Томске.

Срок обучения

Срок образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Специальность предусматривает освоение таких важных предметов, как:

  • аэрогидромеханика;
  • детали машин и основы конструирования;
  • динамика движения тел в жидкостях и газах;
  • инженерная и компьютерная графика;
  • материаловедение и технология конструкционных материалов;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • начертательная геометрия;
  • сопротивление материалов;
  • теоретическая механика;
  • физика.

Приобретаемые навыки

Будущие специалисты наделяются следующими знаниями и умениями:

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем можно пойти работать после окончания вуза? По получении диплома выпускники могут осуществлять свою деятельность по таким профессиям, как:

  • авиаконструктор;
  • инженер-баллистик;
  • авиамеханик;
  • авиационный инженер;
  • инженер-аэродинамик.

Чаще всего молодые специалисты находят работу в конструкторских бюро, где они изучают вопросы, связанные с динамикой полетов, а также занимаются управлением движением летательной техники. Эксперты данного профиля - весьма редкое явление, поэтому они имеют высокий спрос на рынке труда и находят применение своим навыкам как в военной, так и в гражданской авиации.

Специалисты с минимальным стажем могут рассчитывать на зарплату не менее 40 000 рублей, в то время как опытные профессионалы получают от 60 000 рублей и более. Также российские эксперты данной области имеют высокий спрос и за рубежом, где их труд оплачивается гораздо выше.

Преимущества поступления в магистратуру

Многие студенты, получившие степень бакалавра, стремятся повысить уровень своих знаний и поступают в магистратуру, что дает им целый ряд преимуществ:

  1. Возможность сразу устроиться авиаконструктором или авиационным инженером в респектабельную компанию.
  2. Осуществление исследовательской деятельности в лучших научных институтах страны.
  3. Быстрое продвижение по карьерной лестнице, возможность занять руководящий пост за короткий срок.
  4. Диплом международного образца, позволяющий осуществлять профессиональную деятельность за границей.
  5. Возможность заниматься преподаванием в вузах.

Разработка и создание летательных механизмов и кораблей в современном мире стали важнейшими задачами, которые требуют высокого уровня навыков исполнения и исключительной профессиональной квалификации. Это область требует каждодневного усовершенствования, новых мыслей и идей, развития уже существующих технологий и создания новых единиц техники.

Если вы обладаете математическим складом ума и желаете получать большой объем технических знаний, а в дальнейшем использовать их на благо страны, то специальность «Баллистика и гидроаэродинамика» - именно то, что нужно для получения высшего образования и успешного дальнейшего трудоустройства. Поступить в такие вузы сложно, зато потом гарантировано рабочее место.

Но что это за специальность "Баллистика и гидроаэродинамика"?

В какой вуз поступить?

Данная специальность достаточно узкая, требует квалифицированного преподавательского состава. В нашей стране существуют лишь 4 высших учебных заведения, которые осуществляют подготовку по этому направлению:

  1. (национальный исследовательский университет). Судя по рейтингам и отзывам, "Баллистика и гидроаэродинамика" в МАИ пользуется спросом у студентов.
  2. Новосибирский
  3. Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
  4. Национальный исследовательский

Самый престижный вуз

Самым престижным и неоднократно зарекомендовавшим себя в подготовке специалистов по направлению 24.03.03 "Баллистика и гидроаэродинамика" является Московский авиационный институт. МАИ - это современное учебное заведение. При подготовке высококвалифицированных кадров институт совмещает фундаментальные традиции российского академического образования и последние достижения в области передовых образовательных технологий.

В институте также готовят специалистов по специальностям «Динамика полета и управление аэрокосмическими системами», «Инженерное дело в аэрокосмической медицине», «Ракетные комплексы и космонавтика» и др.

Что необходимо для поступления на специальность «Баллистика и гидроаэродинамика»?

Зачисление на данную специальность возможно только на базе одиннадцати школьных классов, т. е. полного общего образования. Институт МАИ на специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» предлагает очную, заочную и смешанную форму организации обучения. Продолжительность обучения на дневной форме составляет 4 года, на заочной - 5 лет. Смешанная форма обучения длится тоже 5 лет.

Результаты ЕГЭ для успешного зачисления на специальность по дисциплине «Баллистика и гидроаэродинамика» должны быть в сумме от 180 до 300 баллов. Вступительные экзамены нужно сдавать по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • математика (исключительно профильный уровень);
  • физика;
  • информатика и ИКТ.

Некоторые вузы в качестве вступительного испытания также могут включить такие предметы, как иностранный язык и химию.

Еще раз стоит отметить, что для поступления необходимо уметь быстро воспринимать большой поток технических данных и, конечно, нужно собственное желание абитуриента развиваться и реализовывать себя в выбранной сфере.

Что будут изучать студенты в рамках специальности?

На первом этапе студенты направления столкнутся с изучением терминологии и базовых систем инженерно-технического плана. Абитуриент откроет для себя начертательную геометрию, изучит особенности построения инженерной графики в специальных компьютерных программах. До третьего курса обучения читаются общие дисциплины, которые помогут студенту в полной мере охватить весь объем информации, необходимой для получения высшего образования.

С третьего курса в учебном плане преобладают занятия, связанные со специальными дисциплинами. Будущих бакалавров учат основным методикам и приемам обработки мануфактур и конструирования технических аппаратов и систем, потенциалу цифровой электроники, обучают применять полученные знания на практике, в том числе при создании абсолютно передовых баллистических систем и обслуживании уже ранее известных.

C какими дисциплинами будут знакомиться студенты?

Изучение такой узкой технической специальности - это отнюдь не скучное занятие, абитуриент познакомится с такими видами дисциплин, как:

  • общности машин и основы конструирования;
  • аэрогидромеханика;
  • специфика хода тел в жидкостях и газах;
  • инженерная и компьютерная графика;
  • материаловедение и ;
  • метрология в нашей жизни;
  • стандартизация и сертификация;
  • начертательная геометрия;
  • сопротивление материалов;
  • теоретическая и практическая механика;
  • физика в повседневной жизни.

Практика у студентов начинается уже по завершении первого курса обучения на факультете. За все курсы студент встретится и познакомится с практическими видами деятельности в таких заведениях, как местные предприятия авиастроения, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Также существует возможность пройти практику непосредственно при кафедре своего деканата и в современно оборудованных лабораториях самих вузов.

Окончание обучения по специальности

Завершающим этапом четырехлетнего или пятилетнего обучения студента будет итоговая аттестация, которая включает в себя:

  • государственный экзамен;
  • защиту дипломной работы.

Особым плюсом считается, если дипломная работа студента отражает современные технические проблемы своего региона. При успешном прохождении последнего этапа студент получает квалификацию следующего образца: бакалавр по направлению подготовки «Баллистика и гидроаэродинамика».

С какими знаниями и навыками студент оканчивает вуз?

На протяжении всего обучения студент получает знания и навыки, которые помогут ему приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей его действительности и нормально функционировать в ней.

  1. Студент научится проводить испытания опытных образцов, обрабатывать результаты.
  2. Изучит ряд понравившихся иностранных языков.
  3. Сможет собрать патентные и лицензионные паспорта изделий.
  4. Организует контроль за созданием средств испытания, оснастки, лабораторных моделей и макетов.
  5. Будет использовать возможности компьютерной графики для изображения пространственных объектов на макетах, разработки эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц.
  6. Сможет самостоятельно разработать и спроектировать облик летательных аппаратов, транспортных и других средств, согласно мировым стандартам и техническим заданиям.
  7. Будет вводить проектно-конструкторские разработки в современное отечественное производство.
  8. Самостоятельно будет планировать опытное оборудование и специальные стенды для исследований или показа открытых проектов.
  9. На свободном языке сможет провести довузовскую подготовку и профессиональную работу с будущими абитуриентами по специальности "Баллистика и гидроаэродинамика".
  10. Смело и эффективно строить работу небольших групп и планировать работу персонала.

Преимущества поступления в магистратуру на специальность

Большинство студентов, получивших степень бакалавра, не останавливаются на достигнутом и хотят увеличить свой багаж знаний, поступив в магистратуру, что дает им целый ряд перспектив:

  1. Магистранты могут сразу трудоустроиться авиаконструктором или авиационным инженером.
  2. Продолжение образования дает возможность попробовать вести исследовательскую деятельность в различных вузах страны.
  3. Диплом магистранта и свободное применение в разговорной речи иностранного языка будут плюсом для профессиональной деятельности за рубежом.

Куда можно трудоустроиться после окончания вуза?

Несмотря на то, что данная дисциплина относится к узкоспециализированным, студент после окончания вуза может выбрать ряд профессий на свой вкус. Безусловно, студентов, окончивших курс по баллистике и гидроаэродинамике, будут ждать вакансии, связанные с проблемами организации полётов и мониторингом движения летательных аппаратов.

По специальности "Баллистика и гидроаэродинамика" кем работать? На основе практических летних и зимних периодов студенты уже будут знакомы с работой в различных местных технических организациях, специализированных предприятиях, исследовательских лабораториях и центрах как в России, так и за ее пределами. Есть множество программ, по которым существует возможность отправить выдающегося студента на продолжение обучения за границу.

Исходя из профиля и специализации, студенты могут заниматься различными видами работы: баллистикой и динамикой полёта летательных аппаратов, статистическим прогнозированием системам стабилизации, навигации и нацеливания.

Будущие специалисты

По специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» где работать? Какие должности сможет занять специалист?

  1. Авиационный инженер. В его фронт работ входит конструирование, создание и эксплуатация летательных аппаратов, систем ориентирования и навигации бортового оборудования.
  2. Баллистик по испытаниям. Сейчас это очень перспективная работа, в задачи специалиста укладывается определение возможностей космических средств и их атомарных частей в ходе испытаний, проверка стабильности всех характеристик космических средств при внутренней эксплуатации.
  3. Инженер по системам автоматического управления. Как правило, такой специалист создает и следит за самонастраивающимися системами управления, располагающими значительной точностью и надежностью, формирует и реализует оперативные планы управления полетом летательных аппаратов.
  4. Инженер-расчетчик. На данном человеке лежит ответственность за многие технические характеристики будущих проектов и изделий.

Большая перспектива профессиональной деятельности

Специалисты направления «Баллистика и гидроаэродинамика» очень нужны как в гражданской, так и в военной авиации. Минимальный доход будет составлять около 70 тысяч рублей. Также стоит помнить, что многие специалисты, окончившие курс «Баллистика и гидроаэродинамика», могут рассчитывать на работу в компаниях за рубежом. В нашем государстве широко ценятся проектировщики навигационных систем и их стабилизации - это направление считается традиционно российским.

Вакансии для выпускника МАИ "Баллистика и гидроаэродинамика" (как, впрочем, и для выпускников других вузов, которые готовят таких специалистов) редко можно найти в открытом доступе. Как правило, толковых студентов направляют на практику, где они и остаются работать, или трудоустраивают.

Декабрь 1947 г. - Реорганизация структуры факультетов «Е» и «Н» (приказ № 354 от 24.12.47 г.) с присвоением кафедре в связи с введением новой нумерации индекса Е-310к.

Сентябрь 1953 г. - Объединение кафедр факультетов «Е» и «Н» в единый факультет №6 с присвоением кафедре индекса 31-3.

Июнь 1955 г. - Переименование (приказ №74/у от 4.06.55 г.) факультета №6 «Механический» (ф-т «М») и присвоение кафедре индекса М-3.

Сентябрь 1956 г. - Назначение после ухода из МВТУ профессора В.Е.Слухоцкого заведующим кафедрой Баллистики преподавателя-совместителя кафедры (с 1945 г.) к.т.н. доцента Дмитриевского А.А.

Апрель 1959 г. - Объединение «Механического» и «Машиностроительного» факультетов в единый факультет «М» (приказ №61 у от 24.04.59 г.) с наименованием «Машиностроительный факультет» при включении в его состав кафедры Динамики полета (реорганизованной кафедры Баллистики) под индексом М-9(заведующий кафедрой д.т.н. профессор Дмитриевский А.А.).

Июнь 1961 г. - Изменение индекса кафедры Динамики полета (М-9) на М-3 в процессе реорганизации структуры факультета «М».

Май 1963г. - Выделение из кафедры Динамики полета кафедры Аэродинамики (М-9) и назначение её заведующим Первого заместителя Министра Высшего и среднего специального образования СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д.т.н. профессора Краснова Н.Ф.

Май 1963 г. - Подписание приказа о придании кафедрам Динамики полета(М-3) и Аэродинамики(М-9) статуса выпускающих с подготовкой специалистов по специальности «Динамика полета и управление» с 1963/64 учебного года.

Сентябрь 1987 г. - Подписание ректором МВТУ приказа об объединении кафедр М-3 и М-9 в одну кафедру Динамики полета и аэродинамики (М-3) и избрание объединённым коллективом состава двух кафедр заведующим кафедрой М-3 Заслуженного изобретателя РСФСР, д.т.н. профессора Лысенко Л.Н., ранее работавшего в должности профессора кафедры Динамики полета.

Октябрь 1991 г. - Изменение названия кафедры на «Баллистика и аэродинамика» (СМ-3) при подготовке выпускников по специальности Динамика полета и управление движением ракет и космических аппаратов в рамках двух специализаций:

  • баллистика и управление полетом;
  • управление аэродинамическими характеристиками и процессами обтекания летательных аппаратов.

Ноябрь 1991 г. - Издание приказа Государственного комитета СССР по народному образованию о назначении кафедры СМ-3 МГТУ им. Баумана базовой кафедрой ВУЗов России по специальности «Баллистика», а её заведующего профессора Лысенко Л.Н. председателем по данной специальности.

Декабрь 1994 г. - Формирование в МГТУ им. Баумана специализированного (диссертационного) совета по рассмотрению докторских (кандидатских) диссертаций по специальностям, соответствующим специальности кафедры, под председательством профессора Лысенко Л.Н.

Сентябрь 2007 г. - Назначение и последующее избрание, после перехода Л.Н.Лысенко на должность профессора кафедры по состоянию здоровья, заведующим кафедрой СМ-3 Первого заместителя Генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П.Королева, Руководителя пилотируемыми космическими полётами РФ, летчика-космонавта СССР, д.т.н., профессора Соловьева В.А.

Март 2008 г. - Изменение названия кафедры на «Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов» и введение третьей специализации моделирование и управление космическими комплексами.

Основатели и руководители научно-технических школ

Слухоцкий Владимир Евгеньевич – первый заведующий кафедрой. Окончил Военную академию имени Ф.Е.Дзержинского. Генерал-майор. Известный специалист в области внешней и внутренней баллистики ствольных систем. Внёс особый вклад в разработку теории и совершенствование образцов отечественной артиллерии.

С 1925 года работал в созданной в 1918 году решением Советского правительства постоянно действующей Комиссии особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП). После её расформирования перешел на работу в Артиллерийский научно-исследовательский институт (АНИИ) РККА. Затем переведен в ГАУ РККА, одним из руководителей которого он оставался до увольнения в запас в 1959 году.

Действительный член (академик) Академии артиллерийских наук (ААН), созданной Постановлением СМ СССР по личному указанию И.В.Сталина. Доктор технических наук, профессор. Автор более 70 закрытых опубликованных работ.

Полученные им основные научные результаты относятся к разработке теории внутрибаллистического проектирования безоткатных орудий и противотанковых ружей (на вооружение РККА, в частности было принято «ружье РЕС» конструкции Рожкова, Ермолаева, Слухоцкого), а также баллистическому проектированию дульных тормозов, оценке влияния затрат на трение снаряда при движении внутри канала ствола (формула «коэффициента фиктивности Слухоцкого»), повышению живучести стволов, решению задач промежуточной баллистики, составлению таблиц стрельбы на основе «закона 1943 года».

В.Е. Слухоцкий

(1893-1976)

Заведующий кафедрой с 1941 по 1956 г.г.

Основоположник педагогической школы Баллистики ствольных систем в МВТУ им.Н.Э. Баумана

Дмитриевский Андрей Александрович – преемник первого заведующего, возглавлявший кафедру более 30 лет.

После получения высшего образования работал на предприятиях текстильной и машиностроительной промышленности.

В годы ВОВ сначала – главный технолог, затем Главный конструктор (1943-1948) минометного завода. После защиты кандидатской диссертации в 1948 году перешел на работу в отдел баллистики в НИИ-3, одновременно продолжая работать преподавателем-совместителем кафедры «Б-Е» МММИ.

После освобождения от должности В.Е.Слухоцкого назначен заведующим кафедрой Баллистики с переходом полностью на работу в МВТУ.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор. Подготовил 14 кандидатов наук, среди которых выдающийся конструктор советских и российских твердотопливных ракетных комплексов Б.Н.Лагутин.

Основные научные результаты, полученные Дмитриевским, относятся к области баллистического проектирования минометных систем и их боеприпасов, решению обратных задач внешней баллистики, установлению критериев и анализа устойчивости движения артиллерийских снарядов и мин по траектории, динамике неуправляемых головных частей баллистических ракет.

А.А.Дмитриевский

(1913-1992)

Заведующий кафедрой с 1956 по 1987 г.г.

Основатель научной школы Внешней баллистики боеприпасов ствольных систем и неуправляемых ракет в МВТУ им. Н.Э. Баумана

Краснов Николай Федорович – инициатор создания и заведующий кафедрой Аэродинамики, выделившейся из кафедры Динамики полета в 1963 году. Крупный государственный деятель.

Окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана. В течение ряда лет – ответственный работник аппарата ЦК КПСС, затем заместитель Председателя Совета Министров РСФСР. С 1963 года – первый заместитель Министра высшего и среднего специального образования СССР. Занимая высокие и ответственные посты в структурах государственной власти, никогда не терял связей с родным Училищем. Именно им, как профессором-совместителем кафедры МС-1, возглавляемой В.И.Феодосьевым, был поставлен и прочитан классический курс Аэродинамики для студентов этой кафедры. Создание кафедры профессором Н.Е.Жуковским, организовавшим аэродинамическую лабораторию в ВУЗе еще в 1909 году.

Н.Ф.Краснов – заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор. Лауреат государственной премии СССР. Им подготовлено 9 кандидатов наук./p

Является автором и соавтором около ста опубликованных работ, в том числе 4 монографий, а также 7 учебников и учебных пособий, среди которых учебное пособие «Аэродинамика в вопросах и задачах», переизданное на испанском языке, учебник «Аэродинамика» в двух частях, удостоенный Государственной премии СССР и др. Наиболее значимые научные результаты получены Н.Ф.Красновым и представителями основанной им научной школы в области математического моделирования процессов обтекания и численных методов их исследования, а также в области развития теории и практики обеспечения требуемых аэродинамических характеристик ракет различного назначения путем управления обтеканием летательных аппаратов во всем диапазоне скоростей полета с привлечением широкого спектра средств управления.

Н.Ф. Краснов

(1922-1990)

Заведующий кафедрой с 1963 по 1987 г.г.

Основатель научной школы Аэродинамики ракет в МВТУ им. Н.Э. Баумана

Лысенко Лев Николаевич – выпускник МВТУ имени Баумана.

В 1957 году Лев Николаевич поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана на кафедру М6, которую окончил с отличием в 1963 году. В дальнейшем перешел на кафедру М3 «Баллистика», и с тех пор всю свою жизнь связал с этой кафедрой.

Прошел путь от инженера до профессора – руководителя одной из крупнейших, признанной в России и за рубежами страны научно-педагогической школы. Доктор технических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РСФСР. Лауреат премии Президента РФ. Действительный член (академик) Российской академии ракетных и артиллерийских наук, преемницы ААН, воссозданной в качестве отраслевой Академии Министерства обороны Указом Президента РФ.

Член Президиума и руководитель отделения Баллистики и теории стрельбы с момента воссоздания Академии.

Академик Российской академия космонавтики им. К.Э.Циолковкого, Российской академии навигационных наук.

Действительный член Международного общества инженерного образования, почетный профессор Харбинского политехнического университета (КНР).

Подготовил 31 кандидата наук, среди которых трое – граждане иностранных государств; являлся официальным научным консультантом по 6 докторским диссертациям. Автор и соавтор более 300 опубликованных научных трудов, авторских свидетельств и патентов, в том числе 5 монографий и 7 учебников, имеющих гриф Минобразования СССР и РФ, ряд из которых выдержали несколько изданий, переведены на иностранные языки.

Осуществлял руководство научным обеспечением и непосредственно участвовал в разработке образцов ракетно-артиллерийского вооружения.

Основные научные результаты получены в области статистической динамики полета, теории оптимального управления движением ЛА, а также идентификации параметров сложных динамических систем в априори неопределенных условиях их функционирования.

Лысенко Л.Н.

(1939 - 19.11.2018)

Заведующий кафедрой с 1987 по 2007 г.г.

Основатель научной школы Динамики полета управляемых летательных аппаратов баллистического типа в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Соловьев Владимир Алексеевич – выпускник МВТУ им. Н.Э Баумана.

Лётчик-космонавт СССР, совершил два космических полета в рамках экспедиций на орбитальные станции «Салют-7» с «Мир».

Дважды герой Советского Союза.

Обладатель официально зарегистрированных мировых рекордов в области пилотируемой космонавтики.

Руководитель пилотируемыми космическими полетами РФ, обеспечивавший управление полетом орбитальной станции «Мир», а в настоящее время обеспечивает функционирование российского сегмента Международной Космической Станции (МКС).

Первый заместитель Генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королёва.

В.А. Соловьев – доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии РФ.

Академик Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского. Действительный член Международной астронавтической академии.

Подготовил трех кандидатов наук, имеет больше 80 научных трудов, из которых около 40 – опубликованные работы.

Основные научные результаты находятся в сфере разработки теории и практического решения задач планирования и оперативного управления космическими полетами.

В.А. Соловьев

Заведующий кафедрой с 2007 года по настоящее время

Руководитель научно-педагогической школы динамики полета и управления движением ракет и космических аппаратов МГТУ им. Н.Э. Баумана

Баллистическая экспертиза основана на науке баллистике (от греческого слова βάλλειν — бросать), которая исследует движение тел, брошенных в пространстве. Баллистическая экспертиза изучает не только движение снарядов, выпущенных из огнестрельного оружия (внешняя баллистика) и в стволе оружия (внутренняя баллистика) , но также марки и обстоятельства применения данного оружия. Судебная баллистика основана на военно-технических науках, которые изучают конструкцию огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, воздействие патронов на цель и на канал ствола во время выстрела. Профессия подходит тем, кого интересует физика и ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Специалист по баллистической экспертизе — это эксперт, компетентный в данной науке и владеющий методикой работ в экспериментальной базе на специальном оборудовании. На основании полученных в ходе экспертных действий выводов, включая лабораторные исследования, после их тщательного анализа экспертом составляется заключение экспертизы.

Важность работы эксперта трудно переоценить. Ведь заключение судебно-баллистической экспертизы является официальным юридическим документом, который имеет доказательную силу и напрямую (либо косвенно) влияет на окончательное решение судебного разбирательства.

Особенности профессии

Объектами анализа баллистической экспертизы являются различные виды оружия: не только огнестрельное, но и газовое, пневматическое, а также их детали, боеприпасы, взрывчатые вещества, следы продуктов сгорания и действия снаряда на цель . Тщательному анализу подвергаются место происшествия и сопутствующие документы - материалы уголовного дела: протоколы осмотра места преступления, фототаблицы и т.п.

В ходе исследования перед экспертом стоят два вида задач:

идентификационные — определение вида, типа и модели огнестрельного оружия, принадлежности боеприпасов к тому или иному виду оружия по их следам, деталям или частям;

неидентификационные задачи, которые делятся на ситуационные, диагностические и реконструкционные.

  • Ситуационные задачи - это определение дистанции, места, направления и количества выстрелов , взаимного расположение преступника и потерпевшего и в момент выстрела;
  • Д иагностические задачи — это установление исправности огнестрельного оружия, боеприпасов и их пригодности к выстрелам, а также вида произведенного выстрела ;
  • Реконструкционные задачи — это восстановление поврежденной при выстреле фабричной маркировки оружия и боеприпасов.

Баллистическая экспертиза в судебных расследованиях неразрывно связана с другими криминальными науками — судебной медициной и фотографией, трассологией. Ведь анализ повреждений от выстрела на теле человека, который выполняют судебные медэксперты дополняет данные баллистической экспертизы — с какого расстояния и в каком направлении был произведен выстрел, количество и последовательность выстрелов, вероятная возможность выстрела в себя.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Интересная профессия с элементами точного расчета и творчества
  • Необходимость постоянного совершенствования и изучения новых видов оружия
  • Оплата труда выше среднего
  • Возможность льготной пенсии

Минусы

  • Нервная и напряженная работа с постоянными выездами на место происшествия
  • Высокий уровень ответственности
  • Риск профессии: на специалистов, принимающих участие в расследовании серьёзных преступлений, может быть оказано давление или запугивание.

Место работы

Экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерация судебных экспертов, следственные органы, частные организации

Важные качества

  • широкая эрудиция
  • наблюдательность
  • высокий интеллект
  • аналитический ум
  • любознательность
  • тщательность и кропотливость
  • рациональность
  • отличная память
  • высокая степень концентрации

Где учат

Квалификация «Эксперт-криминалист» по специальности «Судебная баллистическая экспертиза» в следующих ВУЗах:

  • Московский Университет МВД России
  • Санкт-Петербургский Университет МВД России
  • Волгоградская Академия МВД России
  • Саратовский юридический институт МВД России

Оплата труда

В государственных организациях зарплата эксперта-криминалиста составляет от 20 до 25 тысяч рублей в зависимости от стажа специалиста . В частных фирмах оплата труда начинается с 35 тыс. рублей (инф. на 2014 г.)

Зарплата на 17.09.2019

Россия 18500—100000 ₽

Москва 30000—100000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

К судебной баллистической экспертизе допускаются эксперты с соответствующим высшим образованием, которые прошли специальную подготовку в государственных спец. учреждениях и получили квалификацию судебного эксперта по специальности «Баллистическая экспертиза».

Начинающие эксперты после учебы занимают должность помощника эксперта. Дальнейшая перспектива в карьере может развиваться в разных направлениях : выбор узкой специализации в криминалистике, работа эксперта-криминалиста в государственной или частной организации.

В судебном заключении по баллистической экспертизе предоставляется следующая информация:

Вводная часть включает в себя:

  • дату, время и место проведения экспертизы
  • основания для ее проведения
  • вопросы, поставленные перед экспертами
  • данные о лице, заказавшем экспертизу
  • полные сведения об организации, проводившей экспертизу с указанием личных данных конкретного эксперта.

В исследовательской части перечисляются примененные в ходе экспертизы методики и выводы с конкретным обоснованием.

К заключению прилагаются материалы, подтверждающие экспертизу - фототаблицы, видеоматериалы и т.п.

Виды огнестрельного оружия:

  • ручное - боевое, гражданское, охотничье, гражданское, спортивное
  • по устройству и работе механизмов - автоматическое, полуавтоматическое, неавтоматическое
  • по длине ствола - длинноствольное, среднествольное, короткоствольное
  • по калибру ствола - указывается конкретный диаметр ствола.

Новое на сайте

>

Самое популярное